Десь біля року тому електронний часопис JagerVibes взяв у мене інтерв’ю. Це доповнювалось подкастом, який я зробив спеціально для видання.

Нижче повний текст мовою оригіналу:

Героем сегодняшнего интервью стал, наверное, один из самых интересных диджеев Одессы – Рустам Бабаев. До того как стать виниловым коллекционером и  саунд-продюсером, он прошел довольно интересный путь, выступая в группах и экспериментируя с психоделической музыкой. Сегодня Рустам является худруком и идеологом рекорд-стора Wax’n’Talks, пишет музыку под моникером Matsur Vaebab и заклинает змей в Kiev Ethno Foundation, целью которого является поиск фольклора в музыке. 

1) Давай начнем с истоков твоего интереса к музыке. Когда ты понял что хочешь найти свое место среди электронных музыкантов и диджеев? Какая вечеринка для тебя стала первой?

Я не искал своё место среди электронных музыкантов, но всегда увлекался музыкой. Музыку люблю независимо от ее электронности.Чтобы я ни делал, музыка всегда была в приоритете.

В 90-х в Киеве проходило много интересных концертов, а также стремительно набирало обороты рейв-движение: появлялись ночные клубы, диджеи и радио-шоу проповедовавшие синтезаторную танцевальную музыку. Первыми ласточками доносившими эту культуру до меня были Диджей Толя (Анатолий Вексклярский) и его «Мисячнi Транбони» на Гала радио, Радио Активность и Радио Столица.

 

Первое радиошоу посвященное психоделическому трансу называлось Трансмутация, и его ведущим был Сергей Кузьминский («Кузя», DJ Пуберт – украинский рок-музыкант, диджей, лидер группы «Братья Гадюкины»).

Из телепередач хорошо помнится «Пост» Алексея Ковжуна. Кроме того, в то время стремительно развивалось пиратство. Это позволило нам познакомиться с массой интересной музыки, покупая кассеты в киосках, что располагались на каждом углу. Так в 94-95 году уже свободно можно было приобрести кассету Massive Attack или The Cure. Появлялись «бутлегеры», которые размещали свои аудио-каталоги в музыкальных магазинах, а уж в этих каталогах было много диковинок. Писали всё на диски и кассеты. И вот однажды в руки мне попала кассета The Young Gods – Only Heaven, и эта музыка захватила меня полностью. Тут было что-то новое для меня – открытый космос. Это то, чего так не хватало мне во всей индустриальной и тяжелой музыке, что слушал до того момента. Смесь экстремальной гитарной резни и электроники быстро утомила и осталась лишь вторая составляющая – космическая электроника. Благодаря индастриэлу я полюбил эмбиент, а благодаря хип-хопу я полюбил зацикленные семплированные ритмы, соул, джаз и фанк. Затем я впервые попал в клуб и обратной дороги уже не было. На первой моей клубной ночи в клубе было 6 человек включая диджея, это был пси-транс в клубе Z в ДК Росток на Гарматной. Второй мой поход привел меня в клуб моей мечты – Киноклуб Киевская Русь. Там диджеи играли разную музыку, медленную и быструю, транс и трип-хоп, ню джаз и хаус, джангл и idm, это сводило меня с ума. Первое выступление состоялось в Доме Кино. Это место и стало моим успешным стартом, после которого мне хватило наглости заявиться с дружбаном в Киноклуб устроить там свое первое мероприятие. Чтоб научиться миксовать пришлось взять на сутки в аренду сдвоенный сд-проигрыватель

2) Ты хорошо известен как диггер и коллекционер винила. С чего началась твоя коллекция?

Я бы не стал себя называть диггером, поскольку чем больше ищу, тем больше понимаю, что почти ничего не знаю. Иногда найдёшь через пень колоду что-то потратив трое суток, а кроме тебя все это знают. Диггеры, как мне кажется, ищут неизвестные треки, и судя по ценам дискогс «неизвестная» музыка сейчас популярна.

Для меня неизвестность не очень важна. Библиотечные знания не спасут плохого диджея, но и не помешают хорошему. Мне кажется можно найти что-то прекрасное как в лабиринтах истории, так и в списке новинок любого хорошего магазина.

Я собираю не только винил, но и си-ди, кассеты, цифровые релизы, одним словом музыку. Началась коллекция с обычного ассортимента советских прилавков, затем пиратские киоски и бутлегеры, потом друзья начали что-то возить из-за границы, а после появился интернет и платёжная карта.

3) Как ты ищешь пластинки? Покупаешь их зачастую в офлайн или онлайн рекорд-маркетах? Какие твои любимые рекорд сторы?

Я подписан на множество артистов и слежу за их творчеством на Soundcloud и Facebook. Ежедневно Robert из DBH Music присылает новинки. Заглядываю на Juno и Decks. В Украине мне нравятся Closer Record Store и Longplaycommunity, также я фанат Григория Иванцива и слежу за обновлениями его магазина Vinyl Grooves.

4) Какой твой личный подход к селекшену пластинок для того или иного клуба?

Обычно у меня в сумке полный хаос и эклектика, но доли разных стилей имеют свойство расти и уменьшаться. Дома я приблизительно расставляю пластинки по жанрам и по давности приобретения. Собираясь, я стараюсь брать из всех ячеек.

5) Расскажи о своем проекте matsur veabab. В какой сейчас стадии находится проект, и какое место занимает в твоей жизни?

Matsur Veabab – это моё имя задом наперёд. Под этим неймом я издаю собственные треки. Диджеем я стал волею судьбы. А вот свои треки очень долго не показывал никому. Может и не показал бы. Но в Одессе я познакомился с Анатолием Антипиным, и он меня очень вдохновил своим талантом и трудолюбием. Мы поработали вместе над моим начатым проектом, я набросал ещё несколько и…как всегда отложил это в стол. Но моя жена, не сказав мне ничего, отправила это дело куда-то почти наугад. Там сразу забрали все 4 трека и добавили 3 ремикса от лейбла. Это и можно считать официальным стартом MV. Второй мини-альбом вышел на почитаемом мной украинском лейбле High-Jack. Написание для меня – это побег в себя и я стараюсь уделять время этому каждый день.

6) Как ты сам себя позиционируешь, как диджей или как продюсер?

Я диджей, как продюсеру мне ещё расти и расти.

7) Что является для тебя движущей силой, заставляющей писать музыку?

Удовольствие. А иногда устаёшь слушать чужую музыку и не удаётся найти что-то нужное, но ты представляешь отчетливо, что это должно быть. И тогда начинаешь пробовать создать это сам. Бывает и так, что просто экспериментируешь и очень долго ничего не выходит, но в какой-то момент все звуки срастаются и тебя уже не оторвать.

8) Музыка, которую ты пишешь под моникером matsur veabab, подвержена влиянию тенденций?

Вероятно да, я увлекся танцевальной музыкой, она очень влияет на меня. Тенденции внутри жанра – это использование тех или иных технических и стилистических приёмов? Стили существуют параллельно независимо от того, модны они для нас или нет. Мне кажется любой стилистический приём может стать привлекательным, это зависит от таланта композитора. Я не сильно парюсь звучанием синтов, а как правило беру первый плюс-минус понравившийся. Иногда хочется больше мелодизма, иногда меньше, иногда хочется медленнее, иногда быстрее, иногда живее, иногда роботизированнее – это всё тенденции придуманные до моего появления на свет. Я эксплуатирую это всё.

9) Помимо выступлений ты курируешь рекорд-стором Wax n Talks. Как ты решился на открытие своего винилового магазина и когда это произошло? Какую ты тогда поставил себе задачу?

Я не думал долго, просто мне хотелось знакомиться с единомышленниками, а пластинками я и без того торговал. Помещение сняли в августе 2016-го года. Моей задачей было сделать хорошую подборку музыки по доступной цене. Я долго рылся на распродажах и барахолках, искал всё, что мне нравилось самому и что можно было купить недорого. Кроме того немного покупал новой музыки у дистрибутора DBH.

10) Какие сложности стояли перед открытием?

Не буду скрывать, сложности были только финансовые. Товар деликатный, ещё и с целью всё удешевить, не имея собственного помещения, открывать магазин непросто.

11) Насколько сейчас популярен винил среди одесской публики и музыкантов?

Я не возьмусь говорить за всю одесскую публику. Мой магазин не для «диггеров» и не для аудиофилов, съевших зубы на поиске музыкальных сокровищ. Я ориентировался скорее на человека, который хочет открыть для себя новый мир или просто доверяет моему вкусу. Да, в Одессе есть знатные меломаны, и у них очень классные пластинки, но нельзя сказать, что это очень популярно. Пока среди молодежи популярнее смотреть кино про винил, или иметь пластинку в виде принта на майке.

12) Кто сейчас занимается отбором пластинок для магазина?

Я

13) Что можно редкого найти Wax n Talks сегодня?

Из редкого: пост-метал из Одессы Yotsuya Kaidan, одесский Dancehall Dub от JahMaikl. А вообще ничего редкого стараюсь не продавать. Хотя, почти вся танцевальная музыка сейчас печатается по 300 копий на весь мир, можно считать это редкостями.

14) Помимо всего выше сказанного ты являешься участником Kiev Ethno Foundation. Что из себя представляет эта формация и какую роль в ней играешь ты?

KEF – это сообщество любителей фольклора в музыке. Мы делимся между собой находками и приглашаем всех, кому это интересно, развлекаться с нами. Моя роль – быть собой, любить традиционную музыку разных народов, сказки, фольклор, одежду, продолжать интересоваться историей, легендами, религиями и тд.

Питання ставив Олексій Макаренко.

Оприлюднено 16 листопада 2017 рік

 

Share